Стихийные группы и массовые движения

При общей классификации больших социальных групп (по Андреевой) мы указали, что существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать "группой" – "стихийные группы". Одними из первых данные группы описали Лебон и Тард. В настоящее время стихийные группы имеют следующее определение: это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. В настоящее временное объединение могут включаться представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Данная "группа" также может в определенной степени быть кем-то организована, но чаще возникает стихийно и не всегда четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать "субъектом совместной деятельности", но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.
В качестве фактора формирования стихийных групп может выступать общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Итак, исследование общественного мнения – это важный ключ к пониманию состояния общества.
Необходимость изучения общественного мнения для социально-психологического анализа стихийных групп обусловлена тем, что оно может послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий, так как обладает следующими характеристиками: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности и непосредственная форма его выражения.
Еще Лебон определял толпу как "человеческую совокупность, обладающую психической общностью". В настоящее время принято следующее определение толпы: многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой). Длительность существования толпы определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.
Существуют типичные жизненные ситуации, в которых часто образуются многочисленные скопления людей (толпы). К ним относятся следующие:
  • – стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары);
  • – общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т.д.);
  • – массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т.п.);
  • – политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста) и др.
Согласно А. Л. Журавлеву, скопления людей, образующиеся в самых разных социальных ситуациях, имеют некоторые сходные признаки:
  • многочисленность – как правило, это большая группа людей, так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы;
  • • высокая контактность, т.е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства;
  • эмоциональная возбужденность – типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния, повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т п.;
  • неорганизованность (стихийность) – эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;
  • неустойчивость цели – наибольшие споры возникают вокруг такого признака толпы, как ее цельность – бесцельность. Общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или при ее наличии слабо осознается большинством людей, кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т.п. (когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие общей, всеми осознаваемой цели)
В общем, существуют следующие виды толпы:
  • окказиональная (от англ, occasion – случайность) – скопление людей, собравшихся поглазеть на происшествие;
  • конвенциональная (от англ, convention – условность) собирается по поводу заранее объявленного события;
  • экспрессивная (от англ, expression – выражение) – ритмически выражающая эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и др. Экстремальная форма – экстатическая;
  • действующая (от англ, active – действие) – политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения.
Масса – это довольно стабильное образование с нечеткими границами. Согласно определению А. Л. Журавлева, масса (или большая диффузная группа) – это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом. Примерами такой группы являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т.п.), постоянные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач (например: зрители телефильма "Санта-Барбара" или телеигры "Поле чудес" и т.д.), постоянные читатели периодических изданий (газет, журналов, еженедельников и т.п.), спортивные болельщики конкретной команды, почитатели (любители) того или иного театра, поклонники эстрадного певца, актера и т.д.
Некоторые исследователи указывают, что под массами стоит понимать и некоторые слои населения, достаточно сознательно собирающиеся ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В гаком случае высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.
Итак, в качестве основных признаков массы (или большой диффузной группы по Журавлеву) исследователи указывают:
– размытые, т.е. нечетко очерченные границы; массу составляет неопределенная совокупность людей; – слабая взаимосвязь и лишь эпизодическое взаимодействие; для них характерны, во-первых, локальные связи (например, между членами семей, близкими родственниками, соседями по месту жительства или сослуживцами по работе), а во-вторых, опосредствованные связи через интересующие информационные источники, отдельных представителей интересуемого социального объекта или через причастность к его действиям;
– высокая динамичность, изменчивость, т.е. ее состав легко может меняться: люди могут выходить и входить в диффузную группу без затруднений, поэтому она относится к числу открытых и высокомобильных групп; – низкая интегрированность, слабая сплоченность; однако это может не относиться к отдельным локальным ее частям
Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В лекционных залах или других более замкнутых помещениях публику называют аудиторией. Публика более управляема всегда, так как собирается ради общей и определенной цели, она лучше соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ
Феномен толпы

Феномен толпы, разумеется, известен исстари, хотя впервые был зафиксирован и исследован только столетие назад. В 1898 г. вышла книга французского социального психолога Гюстава Лебопа «Психология народов и масс». Она стала манифестом науки, которая под разными названиями (социальная психология, коллективная психология) продолжает существовать до настоящего времени.
Французский ученый, по сути, предвосхитил всю психологическую и политическую эволюцию нашего века. Социалистические движения и рабочие партии первыми столкнулись с проблемой масс. Их политика основывалась на постулате рациональности точно так же, как и политика либеральных движений буржуазных партий. Политики полагали, что поведение людей зависит от осознания ими своих интересов и общих целей.
Г. Лебон отмечал, что великие перевороты, предшествующие изменению цивилизации, падение Римской империи и основание арабской, на первый взгляд, определяются главным образом политическими переменами, нашествием иноплеменников, падением династий. Однако, по его мнению, более внимательное изучение этих событий указывает на то, что за этими кажущимися причинами чаще всего скрывается глубокое изменение идей народов. Важнейшие перемены, из которых вытекает обновление цивилизаций, совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупные исторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мыслях людейК
Французский исследователь пришел к убеждению, что участие народных масс в политической жизни представляет собой одну из наиболее характерных черт переходной эпохи. Он отмечал, что притязания толпы становятся все более определенными.

Но вот Лебон пишет: «История учит нас, что толпы чрезвычайно консервативны, несмотря на их внешне революционные побуждения, они всегда возвращаются к тому, что разрушили». По мнению Лебона, основной характерной чертой толи является слияние индивидов на основе единства разума и чувств, которые затушевывают личностные различия. Каждый стремится походить на ближнего, с которым он общается. Скопление людей увлекает его за собой, как морской прилив уносит гальку.
Иначе говоря, исчезновение индивидуальных свойств, растворение личностей в группе происходят одинаково, независимо от уровня состоятельности или культуры ее членов. Было бы ошибкой считать, что образованные, или высшие, слои населения лучше противостоят коллективному влиянию, чем необразованные, или низшие, слои, и что 40 академиков ведут себя иначе, чем 40 домохозяек.
Лебон показал, что, во-первых, массы представляют собой социальный феномен; во-вторых, индивиды растворяются в массе под влиянием внушения; в-третьих, гипноз понимается как модель поведения вождя масс. Толпа — это не просто скопление индивидов. Это специфический феномен, некое новое образование, когда сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление.
Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой раз- [1]
ницы. Лебон объясняет данный феномен через понятие бессознательного. Он подчеркивает, что сознательная жизнь ума составляет лишь малую часть по сравнению с его бессознательной жизнью. Индивидом в толпе, благодаря только численности, овладевает сознание непреодолимой силы, и это сознание, по мнению исследователя, дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Индивид легко приносит в жертву свои личные интересы. По мнению Лебона, такое поведение противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Люди в толпе восприимчивы к внушению. Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательнойу одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — вот главные черты, характеризующие, по Лебону, индивида в толпе.

Ученый указывает на опасность толпы, поскольку она обладает импульсивностью, изменчивостью и раздражительностью. Толпа поразительно легковерна. Она легко поддается слухам. Сознание толпы полно иллюзий. Вот почему толпе знакомы только простые и крайние чувства. Всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним как к абсолютным истинам или абсолютным заблуждениям.
Трудно понять историю, и особенно историю народных революций, если не уяснить себе как следует глубоко консервативных инстинктов толпы.

Разумеется, многие идеи, которые сформулировал Лебон, не нашли подтверждения, утратили свою основательность. Например, французский исследователь полагает, что толпа питает самое священное уважение к традициям и бессознательный ужас ко всякого рода новшествам, способным изменить реальные условия существования. Политическая практика, напротив, показала, что толпа готова сокрушать традиции, изменять условия собственного существования, если это диктуется ее представлениями о реальности.
Лебон в полной мере осознает опасность толпы, но он все же пытается остаться на прогрессистских позициях. Исследователь отмечает: большое счастье для прогресса цивилизации, что власть толпы начала нарождаться уже тогда, когда были сделаны великие открытия в промышленности и науке. Лебону казалось, что это может в какой-то степени нейтрализовать пагубное воздействие толпы на социальные процессы. Однако мы видим сегодня, что новые информационные технологии нисколько не уменьшили угрозы диктата толпы.
Немалую ценность представляют идеи Лебона о том, что толпа способна реализовать невероятные возможности своего воображения. Вот почему толпа поражается больше всего чудесной и легендарной стороной событий. Толпу увлекают, действуя главным образом на ее воображение. Тот, кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот обладает и искусством ею управлять.
После работ Лебона появились произведения Габриэля Тарда (1843— 1904), Зигмунда Фрейда, X. Ортеги-и-Гассета. Тард полагал, что важнейшей функцией социальной жизни является инициатива (нововведение) и подражание (мода и традиция). Психологизируя общественные отношения, Тард считал основными социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения.
Собственно, мысль о том, что толпа переменчива и агрессивна, никем не отвергалась. Даже в марксистской традиции с ее культом знания и сознательности признавалось безумие мелкобуржуазной стихии. Однако долгие десятилетия исследования психологии толпы воспринимались как маргинальные. Академически мыслящие социологи и психологи предпочитали изучать «нормальные» общественные связи, стойкие социальные образования, неэксклюзивные обнаружения разума и чувств. Сознание толпы не оценивалось как исторически конкретный тип мирочувствования. Предполагалось, что психология людских скоплений — скорее фантом, некое временное наваждение, нежели закономерный социальный продукт.
Исследователи-марксисты выразили такой подход к проблеме с предельной ясностью. Они полагали, что толпа — следствие радиации классов, распада четких и стабильных социальных образований, преображение маргинальных групп, не оформившихся в качестве агентов социально-экономических отношений. Впрочем, и оппоненты марксистов искали социальные, экономические, политические факторы, рождающие толпы. Они пытались объяснить психологию толпы через нечто более основательное, социально значимое...

Тард следует тем же маршрутом, что и Лебон. Он начинает с толп, скоплений спонтанных, анархических и естественных, типичных явлений общественной жизни. Однако Тард считает, что в конечном счете они менее важны, чем искусственные толпы, организованные и дисциплинированные. В данном случае имеются в виду политические партии и государственные структуры. Армия или церковь были бы их прототипами. Можно утверждать, что здесь речь идет о качественном скачке: о переходе от аморфной массы к массам структурированным.
Кстати, результаты недавних социологических исследований говорят о том, что в нашем обществе растет неприязнь к душевнобольным: довольно большое число людей считают, что душевнобольных надо уничтожать. Причем эти результаты различны для разных стран ближнего зарубежья: максимальное число людей, придерживающихся такого мнения, обнаруживается среди литовцев, а в Узбекистане ни один человек не высказал подобного утверждения. В России это число возрастает. Тревожный признак...
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website